Как выбрать тахограф

В связи с введением обязательного оснащения ТС категорий М2, М3 и N2, N3 (старая классификация C,D,E ) тахографами многие руководители задаются вопросами «Какой тахограф выбрать?», «Как уменьшить затраты на установку тахографов?», «Как снизить издержки на эксплуатацию при применении тахографов?»

Сразу отметим – не хотите ни при каких условиях быть обвиненными в нарушении законов – ставьте тахографы по требованиям ЕСТР и соблюдайте условия эксплуатации, подробно прописанные в ЕСТР. Никто и никогда не сможет обвинить Вас в нарушении, если вы не виноваты. Дорого, очень много условий, но они четко и точно прописаны, отлично работают и вы заранее знаете когда, за что и на сколько Вас могут оштрафовать.

Начнем с того, что неправильно ставить вопрос «купить тахограф дешево». В последнее время тахографами стали называться такие устройства, которые таковыми не являются с точки зрения законодательства. Список одобренных тахографов вы можете посмотреть на сайте министерства транспорта РФ. Специфика ситуации в том, что некоторых одобренных моделей нет в продаже, зато существует огромное количество устройств, которые продавцы называют тахографами, но они не имеют разрешения на эксплуатацию на территории РФ (а тем более Европы).

Вооружимся законодательством (тексты документов Вы можете найти на вкладке Законодательство) и начнем разбираться.

Откроем самый старый документ – постановление правительства №922 от 03.08.1996 года. Согласно этому документу, с 1998 года на все новые грузовики массой свыше 15 тонн и автобусы с количеством пассажиров более 20, оснащение тахографами должно происходить на заводе-изготовителе по нормам ЕСТР.

На дворе 2012 год, оснащение на заводах не осуществляется, мало того – в некоторые модели автомобилей европейский датчик скорости для тахографа можно поставить только после замены коробки передач!

Вы не завод — производитель и Вас не могут привлечь за нарушение постановления №922 (хотя некоторые мастерские цитируют это постановление и для машин, находящихся в эксплуатации).

Следующее постановление правительства, которое касается оснащения контрольными устройствами – постановление правительства №720 от 10 сентября 2009 года. Согласно этому постановлению Все ТС, находящиеся в эксплуатации, категорий М2, М3 и N2, N3 должны быть оснащены «техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха» до 23 января 2012 года.

Казалось бы, что эти два приказа противоречат друг другу: один говорит должен быть ЕСТР и точка, второй подразумевает и другие сертифицированные «технические средства». Однако, читайте внимательно – один касается новых машин, т.е. выходящих с завода, второй – для машин в эксплуатации.

В подтверждение данной позиции МИНТРАНС прислал письмо № 03-03/07-568 от 14.02.12, в котором заявил, что на автомобили, находящиеся в эксплуатации можно устанавливать любое контрольное устройство, сертифицированное на соответствие 720 приказу, а ТС, участвующие в международных перевозках должны оснащаться устройствами с сертификатом соответствия ЕСТР. Посмотреть документ можноздесь(стр.1,стр.2).

Любое устройство, сертифицированное, по ЕСТР имеет сертификат по 720 правилам, иначе его не пропустили бы через таможню.

Итак, для эксплуатации на территории РФ обязательно наличие сертификата о соответствии 720 техническим требованиям, но, если ваш автомобиль выезжает за пределы РФ (в том числе Белорусия или Казахстан), то необходимо еще соответствие правилам ЕСТР.

Итак разобьем все существующие модели на 2 большие группы:

1. Соответствующие как ЕСТР, так и 720 постановлению правительства.

2. Соответствующие только 720 постановлению правительства.

Все остальное может называться тахографами, но запрещено к эксплуатации на территории РФ.

С теми машинами, которые покидают территорию РФ все понятно – им необходимы тахографы первой группы, переходите сразу к разделу «Выбор модели тахографа по ЕСТР», у остальных есть выбор.

Выбор типа тахографа.

Если в вашей компании в эксплуатации приняты ТС европейских марок, и их возраст менее 16 лет (есть еще и старички на просторах РФ), то ваши машины уже должны быть оснащены приборами по правилам ЕСТР. Вам необходимо их только своевременно калибровать и поверять (аналоговые), а так же регулярно (не реже чем 1 раз в 28 дней) считывать и хранить информацию в течении 1 года.

По требованиям ЕСТР тахограф должен быть ТОЛЬКО цифровой (с индивидуальными чип – картами у каждого водителя). Т.е. каждый водитель предприятия должен иметь свою карточку и своевременно продлевать ее. Помимо этого, для считывания информации с тахографа необходима карта предприятия (минимум одна, но их количество на одно предприятие ограничивается только разумными тратами на приобретение карт) и специальный считыватель данных. Так же для эксплуатации тахографа необходимо иметь специальную бумагу для принтера, которая расходуется только в момент проверки или обслуживания устройства. Ежедневных распечаток делать не требуется – информация дублируется в тахографе и карте водителя.

Если у Вас машины до 2006 года выпуска – то у Вас стоят аналоговые тахографы, которые пишут информацию на тахокарты, или, как их называют водители, «Шайбы». С ними просто в сборе информации, но сложно в хранении и учете – 30 дней шайбы находятся у водителя (для предъявления инспектору), потом хранятся год на предприятии.

Недостатком такого метода хранения информации является как сложность учета, расшифровки и хранения данных, так и огромное количество подделанной информации. За 10 лет обязательного применения было выявлено более 100 способов (способов, а не случаев) подделки данных, как в одну, так и в другую сторону. Водители использовали тахографы для получения максимальной прибыли в ущерб безопасности.

К сожалению, не на все автомобили производства СНГ возможно установить тахограф согласно требований ЕСТР, например автобус – Газель или Бычок. Для правильной установки Европейского тахографа в них необходимо заменить коробку переключения передач. Причем не на такую — же, Российского производства, а на аналогичную импортную, что по стоимости превысит стоимость машины, да и документы на переоборудование собирать не легкий труд.

В РФ возможно устанавливать как цифровые аппараты российского производства, так и европейские аналоговые (уже не выпускаются, но собраны со складов всей Европы). Но сертификаты на эти аналоговые устройства вот-вот закончатся, поэтому при приобретении необходимо смотреть на дату окончания в сертификате.

Российские цифровые устройства отличаются от европейских шифрами карт (стандарт тот же, но записанная информация кодируется по-другому), и тем, что не используют дорогостоящих датчиков скорости (но за счет этого и ниже защита от взлома). Их можно подключить как к штатным датчикам автомобиля, так и к системе ГЛОНАСС (на практике в 90% случаев установка только по системе ГЛОНАСС, т.к. подключение к штатному датчику скорости стоит дополнительных денег, а выполнение минимальных требований делают с минимальными затратами).

Выгодной особенностью российских устройств является возможность одновременного выполнения требований по тахографам и по ГЛОНАСС. Для подключения трекинг системы к российскому устройству достаточно вставить туда SIM карту с оплаченным интернетом и заключить договор на сопровождение с одной из фирм, принимающих такой стандарт передачи данных, либо установить свой сервер, для передачи треков на него.

Алгоритм работы и управление практически копируют европейские аналоги. Таким образом, водитель, пересевший с европейской машины, легко освоится с управлением российским устройством. Необходимо только получить карту российского образца.

Выгрузка данных осуществляется аналогично европейским устройствам, единственное отличие – производить выгрузку можно при помощи обычного USB Flash накопителя, что многократно дешевле европейских устройств. Аналогично, для российских устройств используется обычная кассовая бумага, а не специальная, дорогостоящая.

Мало того – выгрузить данные с российского устройства, подключенного к трекинг системе ГЛОНАСС возможно дистанционно, посредством GPRS канала.

Аналогичные системы имеются и у Европейских производителей, но их стоимость значительно дороже российских.

ЕСТР Российский
1. Четко прописанные правила эксплуатации, режимы работы, ответственность за нарушение. 1. Дешевле.
2. Отработанные, качественные конструкции 2. Возможно одновременное выполнение требований по ГЛОНАСС.
3. Надежные устройства. 3. Не требует дополнительных дорогостоящих датчиков.
4. Высокая устойчивость к подделке данных. 4. Возможно установить на любой автомобиль с панелью под 1 DIN (автомагнитола).
5. Применимо на территории любой страны ЕС. 5. С установкой может справиться грамотный электрик.
6. Для обслуживания не требуется специальных приборов и расходных материалов (считыватель, бумага).
adminКак выбрать тахограф