Тахограф всем поможет?

В свое время Министерство автомобильного транспорта, имея в своем подчинении массу автоколонн, не сумело их сохранить, оставив без работы многих водителей, а автокомбинаты были закрыты или распроданы. Не от хорошей жизни большинство работавших на АТП водителей, впутавшись в страшные долги, выкупили машины и стали работать самостоятельно. Теперь, когда они встали на ноги, преемник Минавтотранса в лице Министерства транспорта РФ всерьез считает, что имеет право командовать частными перевозчиками, издавая различные приказы. И в этом оно право!

Оригинал статьи в журнале «Автотрак»

 В свое время Министерство автомобильного транспорта, имея в своем подчинении массу автоколонн, не сумело их сохранить, оставив без работы многих водителей, а автокомбинаты были закрыты или распроданы. Не от хорошей жизни большинство работавших на АТП водителей, впутавшись в страшные долги, выкупили машины и стали работать самостоятельно. Теперь, когда они встали на ноги, преемник Минавтотранса в лице Министерства транспорта РФ всерьез считает, что имеет право командовать частными перевозчиками, издавая различные приказы. И в этом оно право!

Конечно, сами по себе приказы и указания Минтранса никак не обязательны для выполнения водителями и автовладельцами, не имеющими к нему никакого отношения. Но Минтранс — государственный орган, и его указания обязательны для выполнения всеми участниками транспортного рынка, коими являются владельцы грузовых автомобилей. Обязательность выполнения этих указаний достигается путем внесения изменений и дополнений в порядок получения разрешений и лицензий, Правила дорожного движения, Кодекс об административных правонарушениях и Техрегламент.

К чему это я? К проскочившему незаметно для большинства перевозчиков очередному изменению в «Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств», согласно которому: «Транспортные средства категорий М2, М3, N2 и N3, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха».

Из «Постановления Правительства РФ от 10.09.2010г. N 706 «О внесении изменений в технический регламент о безопасности колесных транспортных средств» можно узнать что: «Данное требование применяется в отношении указанных транспортных средств, находящихся в эксплуатации с 23 января 2012 г.».

В переводе с чиновничьего на человеческий язык это звучит примерно так: Если какой автобус (это М2 и М3) или грузовик (N2 и N3) с 23 января выедет перевозить грузы или пассажиров на платной основе с отсутствующим или неисправным тахографом, его владельцев ждет близкое знакомство со статьей 19.19 Кодекса РФ об Административных правонарушениях. Звучит она так хитро, что прочитав ее и не подумаешь, что каким-то боком эта статья может относиться к автомобильному транспорту:

Статья 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Нарушение законодательства об обеспечении единства измерений»

Нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, …средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, …не прошедших в установленном порядке поверку, …либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин, влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти тысяч рублей;

— на юридических лиц — от пятидесяти до ста тысяч рублей».

Простым и приземленным языком это означает, что за работу автомобиля без тахографа или с использованием тахографа, не одобренного для применения на территории Российской федерации, а также не прошедшего поверку (тахограф, он же контрольное устройство, — тоже средство измерения) оштрафуют механика, подписавшего путевой лист. Штраф также наложат на фирму. Независимо от того, было ли транспортное средство оборудовано тахографом изначально или нет. Карательные органы в полной готовности! По рапортам полицейских — сотрудники ГАИ «…на 80 процентов обучены правилам работы с тахографами».

Не все так грустно. Во-первых, физических лиц в списке будущих штрафников пока нет. То есть, водителю за отсутствующий или неработающий тахограф не будет абсолютно ничего. До тех пор, пока не внесут соответствующие изменения в КоАП и Правила дорожного движения.

Во вторых, все эти грозные постановления распространяются исключительно на «осуществляющих коммерческие перевозки». Нет точного определения что такое «коммерческая перевозка», но, согласно Гражданскому Кодексу, организация, осуществляющая коммерческую перевозку, должна заключить: «Договор перевозки груза — соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель груза обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату».

Если я вожу автобетоносмеситель, принадлежащий строительной компании; если у меня в кузове установлен принадлежащий той же компании компрессор или я просто осуществляю внутрихозяйственную перевозку оборудования с одного строительного объекта на другой при условии, что и груз и автомобиль принадлежат одному и тому же юридическому лицу, — никто ни с кем не заключает никаких договоров, никто никому не перечисляет плату за перевозку. Так же просто купив грузовик и катаясь на нем в свое удовольствие, не перевозя за плату никакие грузы, мне бояться нечего. При одном условии — все эти транспортные средства не должны быть изначально оснащены тахографами. То есть речь идет о достаточно старых машинах. И их еще много. И сдается, все эти «бурилки» на шасси «ЗиЛ-131», самосвалы «ЗиЛ-ММЗ», автовышки на базе «ГАЗ-53» и им подобные машины типа ремонтных летучек протянут еще не один десяток лет.

В-третьих, слухи о том, что «никого не будут штрафовать еще пару месяцев», кажется, подтверждаются фактически. На данный момент я не имею сведений о том, что кого-то оштрафовали по этой статье.

В удивительном государстве мы живем! Одной рукой оно подписывает карательные постановления и в то же время потихоньку шепчет своим подданным: «ну, если вы там еще не готовы, мы вас штрафовать пока не будем. Месяц, может два, а может до лета».

Все это — гиблая отмазка. В любую минуту специально обученный и уполномоченный гаишник или работник транспортной инспекции может прийти на автобазу и поинтересоваться о том, как обстоят дела с тахографами.

Поэтому к «приятной» встрече надо готовиться заранее. Стоит зайти на сайт Министерства транспорта Российской федерации, в качестве дополнительного параметра поиска добавив в запрос фразу «контрольные устройства». Ведь именно так официально называются тахографы. Что смотреть? Смотреть надо список утвержденных к установке контрольных устройств. Список же мастерских, допущенных до их установки и калибровки, лучше смотреть на сайте «Рустахонет».

Они постоянно обновляются и полностью приводить их в журнале нет никакого смысла. Список мастерских можно найти на сайте Минтранса и Рустахонета. Ну а дальше планировать визит в мастерскую для установки либо калибровки тахографа и в уже знакомый нам «Рустахонет» для получения карточек к цифровому тахографу. Изучить действующие нормативные документы и заполнить форму для получения карт можно также на его сайте.

Что касается непосредственно установки. Два года назад в нашем журнале уже была опубликована статья «Под колпаком», в которой рассказывалось о порядке оборудования транспортных средств тахографами. Тогда все было проще — цифровые тахографы еще не были допущены к использованию на территории Российской Федерации и на машины устанавливался простой тахограф с «шайбой». Находилось свободное место на панели приборов, подводилось питание, а данные о скорости транспортного средства тахограф получал от импульсного датчика Холла, врезанного в задний мост.

Сейчас времена иные. Современные цифровые тахографы получают данные с одного из каналов антиблокировочной системы. Регистрировать они могут не только скорость, но еще и ускорение и десятки других дополнительных параметров, могут работать в единой связке с так «необходимой» всем владельцам автобусов системой ГЛОНАСС.

Владельцам старых машин по-прежнему можно установить датчик в ведущем мосту. Если же мы имеем дело с отечественным автомобилем-вездеходом, имеющим загерметизированные агрегаты и преодолевающим броды, такое решение не годится. Но можно подключиться к механическому приводу спидометра и снять с него сигнал в любой точке. Для этого есть специальные переходники. В общем, при наличии желания и возможностей тахограф можно установить на любой автомобиль. Какая модель прибора лучше всего подойдет для данного транспортного средства с учетом его конструкции — лучше всего знают в мастерской. Поэтому предварительно стоит проконсультироваться с установщиками, а не приезжать к ним со свежекупленным прибором.

Не факт, что лучшим прибором окажется импортный. Цифровые контрольные приборы отечественных производителей имеют, как минимум, два преимущества.

Во-первых, они подлежат ремонту. Техническая документация этих приборов допускает их ремонт в специализированных мастерских. В случае поломки импортного тахографа никакой ремонт не предусмотрен, и контрольный прибор подлежит замене. Разумеется, можно делать калибровку, но это — все.

Во-вторых, отечественные приборы знакомы с ГЛОНАСС и могут работать в связке с ней. Владелец парка может получать через спутник данные о скорости машины и те, которые определены ГЛОНАСС, а также считанные тахографом. Может он получать данные об использовании контрольных устройств. Например, на одном из снимков видно, что один из автомобилей, ранее оборудованный такой системой, движется в настоящий момент без карточек в приборе. По возвращении на базу водителя ждет разбор полетов. А может и не ждет, если его руководители не озаботились получением карточек. Такие случаи встречаются сплошь и рядом. Далеко ходить не надо. На абсолютно новых автобусах «Iveco», работающих в качестве маршрутных такси в Москве, постоянно горит лампочка, извещающая об отсутствии карты. Поставить тахограф и не иметь карт — это все равно, что купить недешевый грузовой автомобиль и пустить его в эксплуатацию без номеров.

После установки прибор ждет калибровка, которая нужна для определения влияния диаметра шин на точность показаний прибора. Далее тахограф пломбируется. Пломба ставится на место подключения питания к контрольному устройству и отключить его нельзя.

Все, мы «под колпаком»? Прощайте переработки? Да ничуть! Все эти ГЛОНАССы и тахографы нужны для того, чтобы владелец транспортного средства мог контролировать действия водителя, а инспектор на дороге мог проверить соблюдение режима труда и отдыха водителем. Но контроль владелец мог осуществлять и раньше. Вот я, например, когда мои контейнеровозы уезжали на работу в 7 утра и возвращались в 11 вечера, без проблем выписывал им путевки на следующий день. Что изменится, если мне будут доступны их треки? Ничего. То же самое и с тахографом. Сниму я с него данные, увижу время работы одного водителя 17 часов и что — он у меня не поедет на следующий день? Пусть даже не поедет. Раз не поедет, второй, а на третий клиент нашей конторы уйдет к другому перевозчику. А водителю я буду писать «ремонт» и он будет слоняться по двору и получать как дворник? Только если все водители дружно станут отказываться от переработок, тогда будет от всех этих нововведений какой-то толк и реальная польза. А единственный весомый аргумент, который они могут предъявить работодателю — «не поеду — лишат прав». Хотя тахографы есть на 90% грузовых автомобилей, пока что на отсутствие карточки в приборе никто не обращает внимания. Мало кто считывает их данные. А какой смысл, если наказание для водителя в случае нарушения правил пользования тахографами предусмотрено только в том случае, если он осуществляет международную автомобильную перевозку?

Вот соответствующая статья КоАП:

Статья 11.23. Нарушение водителем транспортного средства, осуществляющим международную автомобильную перевозку, режима труда и отдыха:

1. Управление грузовым автотранспортным средством или автобусом при осуществлении международной автомобильной перевозки без контрольного устройства (тахографа) или с выключенным тахографом, а равно с незаполненными тахограммами либо без ведения регистрационных листков, отражающих режим труда и отдыха водителей, влечет наложение административного штрафа в размере до двух тысяч пятисот рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Нарушение установленного режима труда и отдыха водителем грузового автотранспортного средства или автобуса, осуществляющим международную автомобильную перевозку, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Правительству следует быть последовательным. И коли уж оно заставило всех перевозчиков поставить дорогостоящие технические приблуды, позволяющие контролировать рабочее время, оно должно ввести какую-то ответственность за нарушение режима труда и отдыха и назначить контролирующие органы. А то, что происходит сейчас — это все равно, что обвесить город телекамерами, регистрирующими все грабежи и убийства, и остановиться на этом.

P.S. А ведь законодатели забыли, что перевозками грузов в наших городах и даже в столице занимаются не только грузовики, но и тракторы с прицепами. Им никакой тахограф не нужен. Жаль, на межгороде работать такие штуки не годятся — скорость и управляемость подкачала.

Алексей МОШКОВ

adminТахограф всем поможет?